Мотопутешествие по центру Вьетнама

Сегодняшний рассказ — о том, как мы в течение недели исследовали центральный Вьетнам на мотобайке. Это оказалось одной из самых интересных и захватывающих частей нашего путешествия: нас ожидали безлюдные горные дороги, невероятные виды и полная свобода передвижений. С учетом всех перемещений между городами и посещением интересных мест мы проехали почти 650 километров.

В центральный Вьетнам мы приехали с севера, после того, как побывали в Ханое, Сапе и бухте Халонг. Из Ханоя в город Хюэ мы поехали на поезде — путь занял около 12 часов. Кстати, нам достались места на третьих полках, но оказалось, что спать там куда удобнее, чем кажется. К тому же, это самые дешевые билеты.

Хюэ — бывшая столица последней вьетнамской императорской династии Нгуен. Здесь сохранилось много старинных достопримечательностей, вроде Императорского города и многочисленных гробниц императоров. Атмосфера здесь разительно отличается от Ханоя: темп жизни гораздо более спокойный, время здесь даже как будто застыло — что для нас было очень кстати после суматошного Ханоя. Сегодня мы рассказываем о мотопутешествии, поэтому слишком подробно описывать города на нашем пути не будем.

Императорский город в Хюэ, Вьетнам
Императорский город в Хюэ
Императорский город в Хюэ, Вьетнам
Арка в Императорском городе, Хюэ

Хюэ, Вьетнам

Хюэ, Вьетнам

Вьетнам

Хюэ

После нескольких дней в Хюэ мы хотели поехать в Дананг и Хой Ан — эти города расположены южнее Хюэ. Сначала мы не были уверены, на каком транспорте будет удобнее, дешевле и интереснее туда добраться — на поезде, на автобусе, на такси или на скутере. После чтения отзывов в интернете путешествие на скутере (он же мопед, он же мотобайк — здесь его называют именно так) нам показалось самым увлекательным. Но мы не были уверены, что сможем преодолеть более 600 километров на мопеде, кроме того, погода в этом районе Вьетнама сейчас дождливая.

В процессе поиска информации о том, как добраться в Дананг, мы узнали, что многие местные турфирмы предлагают мотобайк-туры: вы ведете мотобайк сами или сидите за спиной водителя, при этом гид показывает все самое интересное на пути. Популярны эти туры стали после того, как ведущие программы Top Gear проехали по Вьетнаму на мотобайках, особенно восхитившись красотой перевала Хайван — он находится как раз по дороге из Хюэ в Дананг.

Нас такой вариант не привлекал — хотелось иметь возможность останавливаться в любой момент и принимать решения о том, куда мы хотим ехать дальше, самостоятельно. Кроме того, удивительна стоимость таких туров: один-два дня — под 200 долларов на одного человека, при том, что арендовать мотобайк самостоятельно можно за 5-10 долларов в день. В общем, вы уже поняли, что в итоге именно это мы и сделали: арендовали байк за 5 долларов в ближайшем к нашему отелю месте. (Кстати, когда мы брали байк на неделю, его владелец не взял с нас ни какой-то расписки, ни денег, и в его магазине сидели какие-то недовольные военные).

Как выяснилось позже, наш скутер был, в общем-то, старой колымагой, и шлемы, прилагавшиеся к нему, тоже были допотопными. Но поняли мы это уже гораздо позже, когда арендовали хороший байк в Муйне — все познается в сравнении. Но поскольку мы не знали, что мопед может быть более удобным, мы прекрасно проездили на нем все время в центральном Вьетнаме.

2014-11-21-at-10-01-06-vietnam-19794

Еще один момент: по закону, во Вьетнаме нельзя ездить на мотобайке без вьетнамских прав — международные права здесь не пригодятся. Но в реальности это правило не особенно соблюдается. Гораздо строже полицейские относятся к тому, чтобы и водитель, и пассажир скутера были в шлемах — и это правило соблюдается буквально всеми. Еще важно не превышать скорость (обычно это 40 км/час). Мы проезжали полицейских раза четыре за весь путь, но нас никто не останавливал.

Движение на вьетнамских дорогах не самое простое, особенно в городах. Мотобайков очень много, и все едут, куда им надо, невзирая на правила и на окружающих водителей. Например, если человеку лень пересекать трассу и выезжать на нужную полосу, он просто поедет по встречке вдоль обочины.

Но когда ездишь на байке, понимаешь, что своя логика в этом дорожном движении есть — просто надо быть внимательным и не лихачить, что мы и делали. За рулем почти всегда был Андрей как более опытный водитель, но Наташа водить скутер тоже научилась — это не сложно, особенно если мопед с автоматической коробкой передач. В городах движение более напряженное, а за городом байков и тем более машин обычно совсем немного. Исключение — большие трассы, где ездят грузовики и скорость движения довольно высокая, так что для спокойствия лучше выбирать дороги поменьше, особенно в темное время суток. В целом — при желании обязательно попробуйте научиться водить скутер, это несложно!

Топливо стоит около доллара за литр, заправок на пути встречается достаточно — мы ни разу не оказались без бензина в какой-нибудь глуши. Однажды у нас прокололо колесо, но дырку быстро залатали за 2 доллара в ближайшей мастерской.

Вьетнамская заправка
Вьетнамская заправка
Вьетнамская заправка
Серьезный Андрей на заправке

Итак, мы взяли с собой один рюкзак с небольшим количеством вещей, а второй оставили в отеле в Хюэ (который через неделю нам вернули в целости и сохранности) — с двумя рюкзаками на одном байке ехать было бы неудобно. Кстати, по фотографии выше можно понять, с рюкзаками какого размера мы путешествуем.

Мотобайк на трассе в Хюэ

Наш план омрачала одна проблема: дождь. В центре Вьетнама в ноябре сезон дождей, и ливни там шли почти каждый день. Работники отеля (отличного, кстати — всем рекомендуем) озабоченно смотрели на нас, когда мы грузились на байк под дождем, но нас уже ничто не могло остановить!

Хюэ-Дананг (130 км)

В первый день нам предстояло преодолеть 130 км от Хюэ до Дананга. Мы решили ехать не по трассе, а по небольшой дороге, которая, как оказалось, пролегала среди каких-то бесконечных захоронений. Первые 40 километров лил сильнейший дождь — такой, что кроме нас на дороге почти никого не было. Фотоаппараты мы доставать даже и не думали. Нас немного спасали непромокаемые плащи — они есть у всех вьетнамских мотобайкеров — но в итоге мы все равно промокли до нитки. Позже мы выработали более удачную систему: сначала надевали непромокаемые куртки, потом — эти плащи. В какой-то момент может стать очень жарко, но сухость обеспечена.

Постепенно дождь закончился, и хотя тучи на горизонте были довольно грозные, в тот день мы больше не мокли (хотя своя прелесть в езде на скутере под дождем тоже есть). Красота началась километрах в 10 от перевала Хайван.

2014-11-15-at-13-54-04-vietnam-18344

2014-11-15-at-13-53-39-vietnam-18338

Возле перевала Хайван, Вьетнам

Возле перевала Хайван, Вьетнам

Возле перевала Хайван, Вьетнам

Возле перевала Хайван, Вьетнам

Возле перевала Хайван, Вьетнам

Возле перевала Хайван, Вьетнам

Дорога на перевал Хайван

Дорога до перевала очень живописная.

Дорога к перевалу Хайван

Дорога к перевалу Хайван

Дорога к перевалу Хайван

Дорога к перевалу Хайван

Дорога к перевалу Хайван

Дорога к перевалу Хайван

Группа туристов с гидом и самостоятельный турист Тася
Группа туристов с гидом и самостоятельный турист Тася

Подъем на перевал Хайван

При подъеме на гору можно увидеть городок Lang Co.

Lang Co

Lang Co

Lang Co

Lang Co

Lang Co

Вдоль моря проложена железная дорога — этот живописный участок пути на поезде от Хюэ до Дананга популярен среди туристов.

Железная дорога возле перевала Хайван

Железная дорога возле перевала Хайван

Сегодня через Хайван машины почти не ездят: недавно здесь построили современный туннель, поэтому на перевале встречаются только скутеры и очень редко — большие фуры. Дорога здесь хоть и горная, но не слишком сложная, да и сам перевал не слишком длинный. Так что в Top Gear сложность этого пути была явно преувеличена.

Дорога на перевале Хайван

Дорога на перевале Хайван

С погодой нам не очень повезло — получилось очередное путешествие в облаках, но все равно путь на перевал был очень красивым. Надо сказать, что во Вьетнаме масса не менее красивых горных дорог, где почти не ездят туристы, в чем мы сами убедились через несколько дней.

Перевал Хайван

Перевал Хайван

Перевал Хайван

На вершине перевала мы попали в темную тучу, так что фотографий с самого верха у нас нет. На другой стороне, в 30 километрах нас ждал Дананг.

Возле Дананга

Дананг-Хой Ан (30 км)

Дананг — крупный приморский город, который, судя по информации в путеводителях, ничем особенным не примечателен, кроме своего размера и расположения.

Дананг

В хороший сезон сюда приезжает много туристов — береговая линия постепенно застраивается курортами. Но в ноябре в центральной части Вьетнама бушуют тайфуны, поэтому когда мы приехали в Дананг, пляж пустовал.

Пляж в Дананге

Нам понравилось в Дананге: хотя это и большой город, в нем какая-то расслабленная атмосфера, и здесь приятно было провести несколько дней. Плюс нас покорил один местный японский ресторан, из-за которого Андрей всерьез раздумывает о переезде в Дананг.

Из Дананга мы поехали в Хой Ан. Этот отрезок пути был простым: 30 километров по прямой многополосной дороге вдоль моря, которые мы преодолели уже в темноте.

Прибрежная трасса в Дананге

Хой-Ан-Дананг-Прао (112 км)

Хой Ан — невероятно живописный город, который раньше был важным портом. Центр города сохранился в отличном состоянии: на каждом шагу здесь старинные дома, изящные храмы и магазины. Хой Ан — очень туристический город, но от этого он не менее красивый. В общем, там столько красоты, что ей будет посвящен отдельный пост.

Хой Ан

Хой Ан

Хой Ан

Хой Ан

Хой Ан

Хой Ан

Возле Хой Ана

Мы провели в Хой Ане несколько дней, после чего нам надо было вернуться в Хюэ, чтобы забрать свой рюкзак и вернуть мотобайк. Можно было поехать по той же дороге, по которой мы приехали, но мы решили разнообразить маршрут: сделать большой крюк и поехать вглубь страны к границе с Лаосом по горной дороге, которая также ведет в Хюэ.

Мы поискали в интернете, где можно переночевать по пути, и остановили выбор на городке Прао — все-таки это столица провинции. Правда, в интернете не удалось найти ни одного отеля в Прао (да и вообще любой другой информации, кроме той, что этот город существует), но мы решили — была не была, найдем на месте, где там переночевать, и двинулись в путь.

Из Хой Ана мы сначала заехали в Дананг — хотели провести там еще немного времени и, конечно, поесть в нашем любимом ресторане. Оттуда мы поехали в Прао. Дорога до Прао невероятно живописная: зеленые горы, гигантские валуны и водные потоки. Движение на этом участке пути при этом почти отсутствует, а сам он представляет из себя скорее заасфальтированную проселочную дорогу, чем шоссе.

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Дорога в Прао

Чем дальше мы уезжали от Хой Ана, тем больше встречали удивленных взглядов местных жителей. Многие вьетнамцы говорили «Hello», когда видели нас на байке, а дети вообще радовались невероятно.

130 километров до Прао дались не то чтобы легко, но все-таки дались. Мы нашли пустующий гестхаус в Прао и остались там ночевать. Сам Прао — абсолютная глушь, несмотря на статус столицы провинции, и похож на большую деревню.

Прао, Вьетнам

Прао, Вьетнам

Прао, Вьетнам

Прао, Вьетнам
Главный продуктовый магазин в Прао

Прао, Вьетнам

Прао-Хюэ (165 км)

На следующий день нас ждал самый длинный отрезок пути — 160 километров до Хюэ, финального пункта назначения. Часть нашего пути пролегала по так называемой «тропе Хо Ши Мина» — это искусная сеть дорожных путей, которая соединяла Северный и Южный Вьетнам через территории Лаоса и Камбоджи во время Вьетнамской войны. Этот путь, как считают американцы, стал одной из ключевых причин победы Северного Вьетнама: как ни старалась американская авиация, им не удалось полностью перерезать движение подразделений и припасов с севера на юг по «тропе Хо Ши Мина».

Участок, по которому ехали мы, сегодня представляет собой хорошую дорогу, по которой почти никто не ездит. Виды оттуда открываются невероятные. До границы с Лаосом здесь всего-ничего — иногда километр-два.

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

По пути нас иногда настигал сильный запах корицы. Оказалось, что здесь собирают и сушат кору с деревьев корицы.

Сбор коры дерева корицы

Сушка коры дерева корицы
Вот это вы едите в булочках с корицей!

Сушка коры дерева корицы

Горы здесь очень зеленые и живописные.

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

На тропе Хо Ши Мина коров мы встретили больше, чем машин.

Коровы на тропе Хо Ши Мина

Коровы на тропе Хо Ши Мина

Андрей на тропе Хо Ши Мина

В какой-то момент на пути начали встречаться деревни, и погода изменилась — выглянуло солнце. Из-за свежего воздуха и яркого солнца почему-то появлялось ощущение, что мы едем по летней деревне в России.

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина

Дорога после деревень в сторону Хюэ в начале и конце довольно плохая (по высоким стандартам вьетнамских дорог — в Вологодской области о такой можно только мечтать), зато в середине сделали отличную новую трассу.

Трасса на Хюэ

Трасса на Хюэ

Дорога на Хюэ
Отличная дорога, построенная, видимо, совсем недавно

Трасса на Хюэ

В Хюэ мы приехали до захода солнца, с затекшими частями тела, но довольные и полные новых впечатлений. На следующий день мы поехали на поезде в Муйне, в приморскую деревню на юг Вьетнама, немного отдохнуть от перемещений.

В общем, несмотря на то, что путешествовать на мотобайках иногда не супер-комфортно (основные проблемы — дождь и затекшие части тела) и может быть страшновато (из-за хаотичного движения на дорогах), это в сто раз интереснее, чем просто переезжать из города в город на поезде или автобусе. Мотобайки позволяют почувствовать полную свободу, и это очень крутое и ценное ощущение — что ты можешь ехать, куда хочешь, в чужой стране, по забытым и невероятно красивым дорогам.

Подписывайтесь на обновления в социальных сетях: Фейсбук, Вконтакте, Твиттер.

  • mary_belenkaya

    До чего прекрасный пост!!! Свободный! Интересно, горланили ли вы песни, пока ехали :)

  • pirogovoe

    Интересный рассказ. Попал случайно, прочел и не пожалел. Удачного путешествия)

Подпишитесь на рассылку о новых постах!

Спасибо! Не забудьте подтвердить свой адрес (письмо у вас в почте).